Пишет по направлению к свану:
How to be Dead
источник: How to be Dead
автор: mojokid
Author’s Notes: title and therefore concept shamelessly lifted from the snow patrol song
пересказ: по направлению к свану
саммари: почти рождественская история
читать дальше1. don’t let them see you
Брайан перестал спать. Он шатается по лофту ночи напролет, бесцельно пинает стены, пьет кофе. Вик проводит много времени здесь с ним, потому что сам больше не спит, не может спать и никогда не сможет, и потому, что чувствует пустоту глядя на спящих, пустоту и одиночество и оторванность от них, делающих то, что для него осталось в прошлом. Брайан представляет для него хоть какое-то развлечение, в то время как все прочие кого он знал спят беспробудным сном в своих постелях. Это то, что он говорит себе и не ощущает никакого неудобства в связи с тем, что чужая бессонница помогает ему скоротать несколько часов. Он умер. Он не должен чувствовать себя виноватым. А Брайан понял бы, если бы знал.
Брайан не спал с тех пор как Джастин ушел.
(Нет, он не УШЕЛ, не съехал от Брайана, хотя на взгляд Вика количество упакованных коробок было слишком большим для того, чтобы продолжать говорить что всё в порядке. Он видел как они говорили об этом, как Джастин втирал что-то о личном пространстве, необходимом для творчества и о нежелании путаться у Брайана под ногами. И как Брайан выразительно помалкивал в ответ, закрываясь газетой и кивая время от времени.)
Он СПАЛ когда Джастин ушел и Вик гадает, не это ли причина. К тому времени Джастин уже перевез большую часть коробок, так что ему не потребовалось особо шуметь для того, чтобы забрать оставшееся барахло и смыться.
Но перед этим он присел на край кровати, глядя на спящего Брайана так, как люди смотрят на тех кого любят, а затем он не поцеловал его и не остался. Он ушел, тихонько прикрыв за собой дверь, и Вик тоже почел за лучшее не торчать в лофте и свинтил от греха подальше, пока Брайан не проснулся.
Он не хотел смотреть на то как Джастин будет разбирать вещи в пустой стремной мастерской на другом конце города, там где ни один нормальный человек ни в жизнь не заснет, так что непонятно, зачем он притащил туда матрас, поэтому отправился к Тэду, послушать что он там рассказывает своим цветочкам. Это лучшее, что можно сделать когда дела идут хуже некуда. Посмотрите на Тэда и вы поймете, что не всё ещё потеряно.
Брайан не спит. Вик видит как он сидит над чашкой кофе в четыре утра, как курит облокотившись о кухонный стол, курит и смотрит в никуда. Он бесконечно работает - безо всякого вдохновения и результаты неизменно безупречны и бездушны. Он пьет, но не пьянеет. Кажется что он только скользит по поверхности жизни, что его ничто больше не задевает. Он занят. Джастин занят. У вас нет времени быть такими деловыми, хочет сказать Вик. Вам никогда не хватит времени на то чтобы быть вместе.
Люди прекрасны когда думают что их никто не видит. Вик смотрит и не может насмотреться. Брайан с каждой бессонной ночью все больше погружается в себя, бродит молчаливой потерянной тенью, а Джастин все не возвращается. Волосы падают на глаза закрывая пол-лица когда он тушит сигарету и медленно скользят назад когда вдруг потягивается с прежней неисчезающей грацией. Он не меняет рубашку, концы развязанного галстука болтаются вокруг воротника. Телефон молчит и счет с ухода Джастина идет на дни, так что Вик идет к другим – к Майклу, к Дэбби. Он кладет ладони им на плечи, он говорит позвоните ему, сходите туда, Исусе вы что не видите что происходит? Они молчат в ответ, а их руки легко проходят сквозь его тело.
Дэбби все пытается приготовить куриный везувий, который так хорошо удавался Вику, но кладет слишком мало стручков карликовой фасоли и всегда забывает про молотый красный перец. И это еще не все. Иногда Вик стоит позади нее, пока она обжаривает лук и чеснок, и все идет как надо и он говорит – правильно, а теперь вино, сестренка. Теперь вино. Нет, не помидоры, еще нет, вино, Дэб.
Она забывает вино или использует красное вместо белого, а потом сидит и причитает, что вкус не тот. Конечно вкус будет не тот.
Иногда быть мертвым это всё равно что смотреть фильм ужасов. Ты видишь на экране блондинку, к которой приближается парень в маске, и кричишь нет, нет, нет, обернись, посмотри что происходит за твоей спиной, беги. Но она не может услышать тебя. Она продолжает мило улыбаться, пока топор не опускается на ее череп.
Вику известно больше чем кому-либо еще, он видит всю картину целиком, но он не может войти в нее и помочь тем кто там. Это против правил. Между ними экран, стеклянная стена. Два мира не могут стать одним.
2. don’t interfere
Он помнит Брайана-подростка, пятнадцатилетнего. И себя, сидящего на кухне с Дэб которая говорит Брайан хренов Кинни, плохое влияние, не хочу чтобы он приходил. Она срезает корку с сэндвичей, предназначающихся Брайану, произнося это а когда он приходит – целует его и треплет по волосам. Вик еще не знает Брайана, не знает его настоящего. Но он помнит тот острый взгляд, которым Брайан посмотрел на него, когда Майкл знакомил их – лучшего друга и дядю-гея.
- Так ты из Нью-Йорка? – переспрашивает Брайан и обыденность вопроса не вяжется с его яростным взглядом. Люди думали, что Гнев - это подходящее имя для Брайана, когда ему было тридцать, посмотрели бы они на него в шестнадцать.
- Верно.
– И как там?
- Жестко но оно того стоит.
- Я хочу когда-нибудь жить там.
- Значит когда-нибудь будешь.
Пытаться приглядеть за двумя шестнадцатилетними так, как это делала тогда Дэб – все равно что быть мертвым, понимает Вик. Никто не слышит ни одного твоего гребаного слова, никому не нужны твои советы.
Просто не вмешивайся – говорил ей Вик и сам себе не верил. В этом возрасте им просто необходимо узнавать все на своей шкуре. Легко сказать. Мальчишки почти выросли, они как братья друг другу и Брайан стал частью семьи, необходимой частью. И Вик больше не хочет, чтобы Брайан познавал жизнь набивая шишки. Шишек и так уже слишком много. Достаточно.
Вик был первым взрослым, которому Брайан сказал, что он гей. И вторым человеком, которому он вообще это сказал – после Майкла. Он сказал это так, словно ожидал что Вик будет с ним спорить, словно уже готовился отстаивать свое заявление. «Я гей». Это был вызов.
Я знаю, говорит Вик и Брайан выдыхает и кажется готов расплакаться от облегчения.
Теперь Брайан не плачет. И близко нет. Он сидит на полу так и не переодевшись и забивает косяк. Шипит закипающий чайник но уже поздно – возле Брайана стоит бутылка бурбона. Вик примостился на диване, невесомый соглядатай, он просто здесь и смотрит. Ранний вечер, но на улице уже темнеет. Декабрь. Какое-то там безымянное декабря. Он перестал обращать внимание на даты, все равно никто не ждет от него открытки в день рождения.
Он умер больше года назад. Он не знает, куда уходит время.
Если ты позвонишь ему, говорит Вик, он ответит. И его слова даже не колеблют воздух.
3. accept
Вик всегда полагал что лучше быть пессимистом, но даже он в конце концов начал верить, что у Брайана и Джастина выйдет что-то путное. Казалось что их заставила быть вместе цепь случайных событий, череда несчастий, но Вик давно понял, что было и кое-что получше, нечто, что держало их вместе не давая расстаться. Он понятия не имел что это, он знаете ли не умеет читать мысли, но что-то там было. И это что-то работало.
Вик не последовал за Джастином в Лос-Анжелес, хотя думал что пожалуй мог бы. Но он и так знал что произошло, а чего не знал, то легко мог себе представить. Фильм имел успех. И не имел ничего общего с тем фильмом, который хотел создать Джастин. Он вернулся слишком тихий и Вик подумал, что его детство в очередной раз кончилось и сколько раз уже было так и сколько еще будет. Вик всегда узнает пресыщение когда видит его, это все равно что смотреться в зеркало.
Мать Брайана умерла, пока Джастина не было в городе, и Брайан не сказал ему об этом. «Давненько что-то мальчиков не видать» - говорит Дэбб между делом ни к кому конкретно не обращаясь. Брайан замкнулся в себе, пытаясь уберечь других и добиваясь только обратного.
Когда Джастин вернулся, Вик ожидал счастливого воссоединения, но то что последовало, было больше похоже на раскол. Он слышал как Джастин говорил с кем-то по телефону, возможно с Дафни, как он говорил что устал от тишины и отсутствия помощи и от того, что его помощь тоже никому не нужна.
В конце концов Вик начал размышлять об этом всерьез. О возможной связи тщеты всего земного и факта проябывания одного отдельно взятого существования.
Джастин получил деньги за фильм который ненавидел и купил студию на другом конце города. Ему нужно быть более самостоятельным и ответственным, сказал он. Вик давно заметил, что люди часто отдаляются друг от друга именно тогда, когда действительно нужны друг другу.
Смерть матери как-то странно повлияла на Брайана. В течении недель Вик был единственным кто знал, и проводил с Брайаном целые дни, и клал ему на плечо руку, которую тот не чувствовал. Может быть он вообще ничего больше не чувствовал. Это было похоже на внезапную безнадежность, на отсутствие желания бороться и выцарапывать у судьбы второй шанс. Вику приходит на ум, что Брайан втайне верил что мать изменится, что пока она была жива он еще надеялся. Может быть в этом был виноват Джастин. Может быть это Джастин заставил его поверить что он достоин любви.
Джастин звонил ему с какой-то голливудской вечеринки, через пять минут после разговора с пьяной рыдающей Клер, и Вик слышал ответы Брайана короткие «да» и «у меня все отлично» - более чем убедительное доказательство провальности идеи телефонных коммуникаций. Круто конечно, что Брайан научился принимать утешение, но блядь ему стоило бы также научиться просить его самому. Как безнадежно далеко это все зашло, думает Вик в тысячный раз с момента своего неофициального переезда в лофт, и спрашивает себя, сколько раз он сам не отвечал невысказанным ожиданиям Брайана.
Он был сам чертовски молод когда появился Брайан, ну или полагал себя чертовски молодым, что почти одно и то же, и ему нравилось думать о себе как о клевом дяде-гее, антитезе материнскому ворчанию Дэб. Ему нравилась сама идея, но что он в действительности сделал? Он не часто был рядом пока был здоров, а потом появились другие заботы, менее приятные зато неотложные. С тех пор как он умер у него тысячи раз была возможность подумать о том, что он мог бы сделать, обо всех этих упущенных моментах, когда можно было вмешаться, но он не стал. Каждый день для него подобен тем ночам, когда уже лежа в кровати вспоминаешь о чем-то по настоящему важном, о том что забыл и не сделал и теперь уже слишком поздно.
Он правда собирался быть этим классным дядей-геем. Представлял как они звонят ему чтобы получить совет или может сбегают из дому чтобы жить с ним. Им было по пятнадцать и они отчаянно нуждались в ком-то, кому могли бы подражать и Вик с готовностью предложил в качестве ролевой модели себя. Но что он сделал? В любом случае, что бы он ни сделал, этого было недостаточно. Ни для Брайана. Ни для кого-то еще.
Теперь Брайану за тридцать, напоминает себе Вик, ролевые модели уже не помогут. Вику остается только молча смотреть как Брайан бродит по лофту. Его ебаные родители –
- он вспоминает долгие ночные разговоры с Дэб, в которых Кинни фигурировали как «его ебаные родители», без имен, просто «ебаные родители Брайана» -
Его ебаные родители умерли оба и больше не надо пытаться искать решение и пытаться что-то исправить и страдать. Оставили Брайана здесь в очередной раз выживать с открытой раной. Когда он один пошел на похороны, Вик стоял на кухне Дэб, снова и снова повторяя, сестренка, сходи в церковь, сходи в церковь прямо сейчас, побудь там с ним.
Дэб вздрагивала каждый раз, как проходила сквозь него, но продолжала готовить пасту, и оливкового масла снова было недостаточно, конечно же.
Сердце Джоан перестало биться, и ее смерть замкнула стены, которые Брайан так долго возводил вокруг себя. Джастин в это время переживал собственные обусловленные молодостью взлеты и падения в Голливуде и не успел проскользнуть внутрь. Он тут же приехал, когда наконец узнавший обо всем Майкл позвонил ему, но было уже поздно. То с чем столкнулся Джастин по возвращении, отшвырнуло его в его собственное замкнутое пространство.
Какое-то время Вик думал, что может быть она появится в лофте, что они могли бы поговорить, рассказать друг другу что-нибудь о том, что пришло на смену жизни. Но она не появлялась ни разу. Если она и приглядывает за кем-то, этот кто-то не Брайан. Возможно она теперь на небесах, разговаривает с богом. Он надеется, что бог говорит хорошая попытка Джоан, но неудачная, я вовсе не это имел в виду.
4. don’t cross the line
У Вика достаточно времени, чтобы замечать всякое и вот что он видит – в жизни Брайана слишком много пустого пространства. Умершие родители, отсутствующий бойфренд, лофт в котором больше пустоты чем чего либо другого. И хотя он невидим для Брайана, ему все равно не хочется оставлять его. Ему нравится думать, что его присутствие только к лучшему, что хорошо уже то, что он здесь, видит Брайана, заполняет собой немного пустого места. Но заполняет ли он собой пустоту на самом деле или может он только зияющее отсутствие там, где должен быть настоящий Вик?
Кто знает. Он никогда не был силен в философии. Может стоит спросить Бена, тот всегда был не против поразмышлять о подобных вещах. Может даже окажется, что Бен способен видеть его. Ведь он так близок к черте, которую перешел Вик.
Иногда Вик чувствует, будто люди смотрят на него. Чаще это происходит там, где полно народу. В публичных местах. Иногда он шляется по барам, если это конечно можно назвать так, и кто-нибудь поворачивается на вертящемся табурете и смотрит назад, смотрит прямо на него...
У них не выходит верно оценить расстояние. Правильное направление, но они неизменно промахиваются с дистанцией, их взгляды проходят сквозь него и упираются в стену.
До того самого дня, когда Брайан внезапно перестает печатать и поднимает голову, на его лице голубые отсветы от монитора. И он смотрит на Вика, глядит ему прямо в глаза, и Вик замирает словно парализованный.
Это продолжается довольно долго.
Брайан вздыхает, на мгновение прикрывает глаза, и говорит:
- Ты что тут делаешь?
Что он делает? Это черт возьми просто отличный вопрос, жаль что Вик не может на него ответить. Он не послан богом, он не несет благую весть, он не ангел. Почему он здесь, не здесь на земле – на этот вопрос невозможно найти ответ, но здесь в лофте, смотрит как Брайан работает, ждет что Брайан сделает что-то? Ты любишь его, слышит он шепот, он твой, и это правда, но это тоже не то, сейчас это не ответ.
- Да просто смотрю как ты жизнь свою проебываешь – говорит Вик
Брайан упирается локтями в стол, прижимает ладони к лицу, закрывая глаза.
-А – отвечает он – Ладно.
5. stop caring
Он не приведение, он просто мертвый человек который больше не живет. Он некто не живой, но остающийся здесь. И почему бы и нет. Когда люди умирают они не исчезают. Они никуда не уходят. Они просто неживые. Но при этом не могут просто взять и исчезнуть. Люди существуют не только как сплетения нервов и кровь бегущая по венам и тонкие белые кости. Дерево, падающее в лесу, там где некому слышать шум падения – падает без звука. Парень который жил дальше по улице и недавно умер, не исчезнет без следа если кто-то будет помнить о нем. Человек живет в своих делах, в памяти людей которые знали его. Если Дэбби бросит свои попытки приготовить куриный везувий, Вик перестанет появляться на ее кухне. Если Брайан забудет Вика, тот не будет торчать в лофте и смотреть. Но он остается здесь. Люди которые любят его не позволяют ему уйти.
Или он просто решил именно таким образом смотреть на вещи и теперь излагает Брайану это свое видение непререкаемым тоном.
- Я здесь потому что ты нуждаешься во мне – заявляет он радуясь преимуществам своего положения. Брайан сейчас не особо может с ним поспорить. Для Брайана он сейчас все равно что блядь ангел. Приближенный к богу. Тот, кому ведомы ответы.
- Что, правда? – говорит Брайан, который никогда не относился к смерти с подобающим пиететом. Его голос звучит немного неразборчиво из-под подушки, которой он накрыл голову. – Ты уверен, что именно это причина? Может, ты просто никак не можешь с нами попрощаться.
Да, думает Вик, потому что я не был готов, и тут же пытается подавить эту мысль, но не преуспевает. Потому что не сделал то, что мог. Или даже то, что должен был.
Мир должен был умереть вместе с ним, но вместо этого все идет своим чередом. Дебби продолжает ходить на встречи Pflag по вторникам, Брайан и Джастин продолжают свое полное потаенного от всех, включая их самих, смысла движение от драмы к следующей драме, Бен продолжает читать лекции, а Майкл работать в магазине. Родни закончил распаковывать коробки. Все это выглядит так, будто все, кого он знал, отправились на вечеринку, а про него забыли.
А может он как раз был готов. Так долго был готов, что когда это наконец произошло, он блядь даже не поверил. Ебаный сюрприз.
– Брайан, послушай меня.
- Нет – совсем не по-брайановски всклокоченная голова выныривает из-под подушки, Брайан смотрит на него зло. – Я никого не обязан слушать. Включая тебя.
У Вика дежавю, он снова в прошлом, они с Брайаном сидят у Дэб на кухне, там, где все предметы немного слишком яркие, Брайану семнадцать, у него похмелье и он вежливо, но решительно посылает куда подальше не такого уж и крутого дядю-гея и его лекцию о сексуальной грамотности. Впрочем, возможно, что в семнадцать это было уже несколько лет как поздно.
Он качает головой, прогоняя воспоминания.
- Послушай, – говорит он и добавляет, – Мальчик, – потому что чувствует, что это то, что нужно сейчас, несмотря на то, что Брайан всем своим видом утверждает обратное. Ему внезапно непонятно почему хочется смеяться.
Какие-то секунды Брайан смотрит так, будто готов послушать, но теперь Вик не знает что сказать, кроме как помиритесь, или позвони своему бойфренду, сделай это до того как умрешь блядь.
- Помнишь мой хлеб с помидорами? Фокаччо?
- Что?
Вик вздыхает и позволяет памяти унести его прочь.
- Оливковое масло. Помидоры черри. Свежий базилик. Подавать теплым.
– Это что метафора?
– Нет. Мне просто было интересно помнишь ли ты.
Брайан роняет голову обратно на подушку и испускает долгий вздох, глядя в потолок.
Вик сидит на краю кровати, простыни, которых он не чувствует, скользят под его пальцами.
- Я помню – тихо говорит Брайан через некоторое время. - Весь дом Майкла пах этим хлебом.
Дом Майкла. Майкл не живет там уже много лет, а Вик до сих пор помнит Брайана, стоящего на кухне с телефонной трубкой, прижатой к уху, с закрытыми глазами говорящего нет, мама, я остаюсь на ночь у Майкла, нет, да, меня пригласили.
- Я сожалею, что у тебя так было с матерью – произносит Вик, сам точно не уверенный, что именно имеет в виду.
- Да будто мне не насрать, – говорит Брайан слишком равнодушно для того, чтоб это было правдой, тяжело вздыхает и отшвыривает подушку на пол.
- Мне жаль что ты умер – говорит он. - Майкл скучает по тебе.
Вик не может думать об этом.
- А где Джастин?
- Я уверен, что ты и сам это знаешь.
- Он красит стены в черный цвет и говорит что это искусство, – произносит Вик и Брайан поднимает голову, глядя на него скептически. – А ты мог бы позвонить и сказать, что сожалеешь что оттолкнул его, и что сделал так, что он оттолкнул тебя, и что вы оба идиоты и позволить ему наконец прийти сюда, чтобы вы, ребята, сделали то что обычно.
- Вообще-то это не оригами, – ухмыляется Брайан, но тут же перестает ухмыляться и просто смотрит на Вика так, будто его все заебало. – Если ты думаешь, что я послушаюсь тебя только потому, что ты умер – должен сказать, что тут ты просчитался, Виктор, – и он роняет голову обратно на подушку.
- Ты должен мне…
- Нихуя я тебе не должен.
- Ты не думаешь…
- Ты умер, Вик, сукин ты сын, просто умер и ушел от нас.
- Мне что теперь извиняться?
- Да бля хотя бы.
- Я сожалею, Брайан.
Брайан вздыхает и прикрывает глаза.
- Да. Хорошо. Смотри только не делай так больше.
Вик глядит на него серьезно и обещает.
6. don’t miss anything
Целая жизнь, а потом смерть, и все что Вик знает, это Брайан и Джастин должны быть вместе.
Он знает это потому, что он знает Брайана. Все поменялось слишком сильно и слишком давно, Брайану никогда уже не стать прежним, таким, каким он был до появления Джастина.
Вик даже не хочет думать об этом. Брайан и Джастин должны быть вместе. И Джастину это было понятно сразу. Остальным понадобилось больше времени, но сейчас, думает Вик, даже Майкл не стал бы спорить. Брайан. Джастин. Это было необходимо и необратимо. Он тоже искал любви, когда был таким как они, но никогда не находил.
Вик здесь, на диване, но не сидит на диване, привычные слова больше не подходят для описания его действий. Он есть и то, что он делает, это всего лишь происходящее тут.
А Брайан тем временем делает несколько затяжек и передает косяк Вику.
Вик смотрит на него.
- Предполагается что это смешно?
Он не может курить, но помнит, как это было раньше. Помнит как это быть обкуренным, хотя последний раз курил траву задолго до смерти. Но он помнит и скучает, но не по изменению восприятия, которое давала трава, это все физический план, больше ему недоступный. Осталось просто ощущение потери. Память о том, что у него было.
- Когда ты умрешь, – говорит Вик, игнорируя тяжелый вздох Брайана, – Ты будешь скучать по нему.
Он не верит, что его слова возымеют какое-то действие. Он просто хочет, чтобы люди прекратили уже тратить время зря.
- Не думаю, – отвечает Брайан - Если я стану кем-то вроде тебя, то просто буду преследовать его, пока мы не возненавидим друг друга.
- Ты никогда не сможешь к нему прикоснуться.
- А мне и не надо.
И Вик думает, что с таким же успехом Брайан мог бы объявить о преодолении пагубной зависимости от кислорода.
- Все что он хочет – это чтобы ты поговорил с ним. Скажи ему что-нибудь. Ты не можешь ждать, чтобы он сделал все за тебя. Он просто устал.
- Все устали.
- Так уставайте дальше вместе. Просто позволь ему покинуть эту крысиную дыру, которую он называет студией. Он ждет, чтобы ты поговорил с ним.
Брайан выдыхает дым и смотрит в потолок с таким видом, как будто ему крайне скучно. Он всегда выглядел скучающим, когда Дэбби пыталась поговорить с ним серьезно.
- Ради Христа, Брайан - Вик готов ударить кулаком по стеклянному столу, но знает, что это бесполезно, что рука только пройдет сквозь. – Ты знаешь, что ничего не кончено. Что это никогда не кончится. Ты слишком далеко зашел.
Брайан молча тушит в пепельнице окурок и продолжает делать вид, что ничего не слышит.
- Вы оба зашли слишком далеко и связаны друг с другом слишком сильно, перестаньте вести себя как дети, достали уже всех, просто остановитесь. Перестаньте так поступать друг с другом. Перестаньте искать дурацкие причины, чтобы не быть вместе и просто будьте вместе.
Брайан поднимается на ноги, задевая пепельницу, серый пепел рассеивается по полу.
- Если бы он хотел, то уже был бы здесь, – говорит он. – Вероятно у него есть дела поважнее.
Брайан направляется на кухню, а Вик открывает рот, еще не зная, что сейчас скажет.
- Большинство родителей любят своих детей просто так, – говорит он, и Брайан останавливается. Некоторое время он не шевелится, а потом медленно оборачивается и смотрит на Вика.
- А это еще к чему?
- Обычно родители любят детей просто так, без всяких условий, и это по-настоящему здорово, – повторяет Вик. – Здорово, что у ребенка есть двое безусловно любящих его людей, это делает его счастливым и он конечно заслуживает счастья.
Брайан смотрит на дверь, словно прикидывая, удастся ли вышвырнуть Вика прочь.
- А у тебя не было этого…
- Благодарю.
- И это хуево, мне правда очень жаль, но знаешь что? Родители любят детей потому, что должны, это всего лишь биология А рядом с тобой, Брайан, живут люди, которые любят тебя безо всяких условий, не потому, что они твои родители и обязаны, а просто потому что ты это ты. А ты даже не особо старался быть с ними милым. Ты пиздоватый засранец, которого люди любят просто так, за то, что он есть. Ты хоть понимаешь, что это такое? Кто еще может заставить людей любить его ни за что? Ты сукин сын, настоящий засранец, а люди тебя обожают. Тебе лучше бы перестать упиваться жалостью к себе и начать давать что-то взамен.
Пауза все растягивается и растягивается, Брайан смотрит вниз и не говорит ни слова, а когда тишина становится невыносимой, наконец произносит:
- Каждый мертвец обязан сказать свой монолог, да?
И Вик смеется, потому что Брайан засранец, и потому что он любит его безо всяких условий.
7. step aside
Выпал снег и лежит теперь чистый и белый. Брайан идет на работу, а Вик следует за ним, и все вокруг залито светом низкого зимнего солнца.
Когда рядом никого нет, Брайан оборачивается и бросает на него беглый взгляд.
-Тебя почти не видно, – говорит он.
Вик знает. Он чувствует, как становится на свету тонким, почти плоским.
- Я тебя тоже еле вижу, – отвечает Вик, и это правда. Солнце бьет Брайану в спину, превращая его в темный силуэт на фоне неба.
Ночью Брайан звонил Джастину. Вик не слушал, но видел как Брайан склонился над стоящим на столе телефоном, скрывая его будто какой-то секрет, и что-то мягко говорил в трубку и смеялся.
Если бы у него не было других причин, Вик любил бы Джастина только за то, что тот заставил Брайана рассмеяться.
8. remember the good things
Майкл приболел в тот день, когда Вик должен был отправиться с ними за всякой хренью к выпускному. Дэб носилась по лестнице вверх и вниз с куриным бульоном, а Брайан сидел на верхней ступеньке и писал что-то, и наконец она остановилась и завопила Вику, чтоб они проваливали оба, пока она не облила их супом.
Вик не имеет представления, чем можно занять Брайана, так что просто ведет его на квартиру своего тогдашнего любовника, и тот учит Брайана правильно сворачивать джойнт. Вик готовит, а потом они едят и накуриваются и говорят о том, что Брайан планирует сделать с тем говнюком, который побил Майкла на прошлой неделе.
- Скажи Дэбби, что я в музей тебя водил, – говорит Вик и Брайан коротко фыркает.
- Не беспокойся, – говорит он. – Мы же понимаем друг друга.
- Верно, – говорит Вик и смеется.- Верно.
9. say goodbye
Он замечает, что они почти перестали разговаривать, а потом – что Брайан начал спать, а однажды ночью обнаруживает в лофте Джастина, спящего рядом с ним. Он не может смотреть на них, потому что это все равно что подглядывать, поэтому уходит но уносит в памяти увиденную картинку, то как они лежат, прижавшись друг к другу, их смягчившиеся во сне лица подтверждают правильность этого.
Вик скучает по сну. Он так устал без сна, что ему кажется – он был усталым всегда.
Он возвращается утром, когда Брайан льет молоко в кофе.
- Джастин был здесь прошлой ночью, – говорит Брайан, его голос звучит тихо и спокойно. Потому что напряжение оставило его. Потому что сегодня он спал.
- Я знаю, – отвечает ему Вик.
- Без хуйни, – ложка звякает о края кружки, Бран размешивает кофе так сосредоточенно, как будто собирается вымешать что-то очень нужное, возможно ответы на все вопросы. – Мы не разговаривали.
- Это нормально,- говорит Вик. – Иногда можно обойтись и без разговоров.
Брайан смотрит на него с непроницаемым видом.
- Мне тебя не хватает, – говорит он внезапно.
Вика захлестывает холодная волна горечи.
- Мне тебя тоже, – говорит он.
10. leave
Он думает, что еще, что же еще? Что он еще может сказать, что он забыл сделать?
Мне нужно, чтоб ты сказал Дэбби кое-что насчет готовки, говорит он. Вечереет, в лофте тихо и темно, свет выключен, горит только одна настольная лампа. Брайан кажется собирается куда-то.
- Вик?- Брайан медленно оглядывается по сторонам, одевая пальто
Да, говорит Вик, но Брайан не слышит его. Он смотрит прямо на Вика, но его взгляд проходит сквозь.
- Вик, – говорит Брайан очень тихо. – Ты…
В дверь стучат и они оба оборачиваются на звук. Чуть приглушенный голос Джастина зовет:
- Брайан.
Момент звенящей тишины, а потом Брайан опять заговаривает и на этот раз его голос звучит по другому.
- Джастин.
Ладно, думает Вик. Мы тут до утра можем стоять, называя друг друга по именам, но это ничего не поменяет.
Брайан идет к дверям, все такой же нахмуренный. Он еще раз останавливается перед тем как открыть дверь, его взгляд снова скользит по комнате. Вик смотрит на него и в какой-то момент изумляется, что Брайану больше не шестнадцать. В самом деле, когда это случилось? Свет падает на лицо Брайана сбоку, освещая слегка нахмуренный лоб и прикушенную губу. Он потрясающий, думает Вик и удивляется, когда же это произошло.
Вику всегда хотелось научить его всему, что знал сам, но теперь он не уверен, что знал хоть что-то. Единственное что важно, когда ты мертв - ни о чем не жалеть, и этому Вика научил Брайан.
Брайан, говорит он и замолкает, не зная что сказать, а Брайан тем временем открывает дверь и Джастин заходит в лофт.
- Ты с кем-то разговаривал? – говорит Джастин и Брайан качает головой.
- Сам с собой - говорит он. – С ума схожу наверное.
- Рановато для старческого маразма – усмехается Джастин, а Брайан отвечает что-то неразборчивое и целует его.
Они улыбаются друг другу как двое детей, собравшихся прогулять школу. Когда они так смотрят друг на друга, для них больше никто не существует.
Вик смеется и они его не слышат.
Вот в этом-то все и дело. Ты смотришь на него, любишь его, тянешься к нему, но он ушел, ты не можешь спасти его. Ты можешь только надеяться, что он справится без тебя. А ты должен уйти отсюда куда-нибудь еще или просто уйти. Ты шагаешь за порог и идешь прочь по темнеющей улице. Дыхание не выплывает облачком из твоего рта, шаги не оставляют следов на снегу.
свистнула с соо по Qaf охрененное миди. неравнодушным-читать обязательно!
Пишет по направлению к свану:
How to be Dead
источник: How to be Dead
автор: mojokid
Author’s Notes: title and therefore concept shamelessly lifted from the snow patrol song
пересказ: по направлению к свану
саммари: почти рождественская история
читать дальше
How to be Dead
источник: How to be Dead
автор: mojokid
Author’s Notes: title and therefore concept shamelessly lifted from the snow patrol song
пересказ: по направлению к свану
саммари: почти рождественская история
читать дальше